Азбука безопасности

Единый урок по безопасности в сети Интернет

В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет. Инициатором проведения Единого урока  выступила спикер Совета 

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ,   Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета,  федеральных и региональных органов власти,   а также представителей интернет отрасли и общественных организаций. 

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников,  направленных на повышение уровня   кибербезопасности   и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания  родительской и   педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасностии развития детей в  информационном   пространстве.

Единый урок для детей возможно провести в следующих формах,

которые могут   быть использованы как отдельно,  так и совместно:

1. Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры.

2. Демонстрация мультфильма и/или видео-урока.

3. Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест)     на портале   Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат,  позволяющий оценить знания и выставить оценку.  В тесте выдача вопросов выдается случайным  образом из бассейна  вопросов

4. Организация участия детей в международном квесте (онлайн конкурсе) по цифровой   грамотности  «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф.

5.  Подготовить и выдвинуть различные творческие работы и Интернет-ресурсы на  Национальную премию в области информационного пространства детства "Премия Сетевичок"  и Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности детей на сайте www.премиясетевичок.рф а в октябре организовать участие детей в «народном голосовании» за участников конкурсов.

6.  Участие родителей в опросе на сайте проект "Сетевичок" www.родители.сетевичок.рф

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Родитель, помни, что несовершеннолетние наиболее подвержены опасностям сети Интернет, а родители несут ответственность за своих детей

ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

В интернете можно найти информацию и иллюстрации практически на любую тему. Необходимо обеспечить защиту детей от контактов в интернете с нежелательными людьми, от знакомства с материалами недетской тематики или просто опасными для детской психики, от вредоносных программ и интернет-атак.

Так как дети по своей наивности, открытости и неопытности, не способны распознать опасность, а любознательность детей делает их крайне уязвимыми в интернет-пространстве, об их безопасности, в первую очередь, должны беспокоиться родители.

ОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ВИДА:

1.     Доступная для детей негативная информация.

2.     Противоправные и социально-опасные действия самого ребенка.

3.     Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.

Наиболее опасные в сервисах интернет-общения:

1.     Педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и преступлений против половой неприкосновенности.

2.     Сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности.

3.     Интернет-аферисты (мошенники, онлайн-игроки и пр.), прививающие детям склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребенка в материальную и иную зависимость.

4.     Кибербуллеры унижают и «травят детей». Кибербуллинг набирает обороты как со стороны злоумышленников, так и среди подростковых социальных групп.

Среди детей приобрели моду суицид и игры со смертью, селфхарм (самоповреждение), анорексия, экстремальные селфи, а также различные радикальные движения: против родителей и семьи, школ и педагогов и прочее.

Более половины детей сталкивается с интернет-угрозами, не ставя в известность родителей, в ряде случаев, боясь их, в ряде случаев, не доверяя.

Как правило, родители не уделяют большого значения интернет-безопасности и интернет-воспитанию детей.

В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.     Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

2.     Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

3.     Ввести ограничения по использованию гаджетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный Интернет не нужен в повседневной жизни.

4.     Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!

5.     Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.

6.     Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!

7.     Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ:

·         Расскажите своим детям о потенциальных угрозах, с которыми они могут столкнуться в интернете.

·         Если возможно, поставьте компьютер в общей комнате.

·         Постарайтесь проводить время за компьютером всей семьей.

·         Попросите детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные чувства или дискомфорт при посещении интернета.

·         Ограничьте материалы, доступные детям через компьютер.

Вам помогут сделать это антивирусные программы и сами браузеры.

Так например, InternetExplorer включает компонент ContentAdvisor, аKaspersky InternetSecurity компонент «Родительский контроль».

Объясните детям, что им разрешено, а что запрещено делать в интернете:

·         Регистрироваться в социальных сетях и на других сайтах.

·         Совершать покупки в интернете.

·         Скачивать музыку, игры и другой контент в интернете.

·         Использовать программы мгновенного обмена сообщениями.

·         Посещать чаты.

Если детям разрешено использовать программы мгновенного обмена сообщениями или посещать интернет-чаты, расскажите им об опасностях общения или отправки сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют.

·         Установите надежную антивирусную программу, способную защитить компьютер от вредоносных программ и хакерских атак. Многие продукты для обеспечения безопасности в интернете сочетают в себе возможности антивирусной защиты и расширенные функции родительского контроля, которые помогают защитить детей, когда те находятся в интернете.

Контроль переписки через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль» позволяет:

Сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена.

Задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях.

Указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.

Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ХЕШ-ТЕГИ:

#f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру #млечныйпуть#хочувигру#хочу_в_игру#ждуинструкцию#млечныйпуть

ЕСЛИ НА КОМПЮТЕРЕ И МОБИЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕ УСТАНОВЛЕН РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ, НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

1.     Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать - проследите, спит ли он в ранние утренние часы.

2.     Рисует китов, бабочек, единорогов.

3.     Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...»,«домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33», «d28», «хочувигру».

4.     Закрыл в Контакте доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре". И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

5.     Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

ПОМНИТЕ! САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!

ЦЕНТР БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

http://www.saferunet.ru/

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.internet-kontrol.ru/

 

НОД: Безопасность в сети Интернет.

25.10.2018

Цель:

Ø ознакомить с основными правилами пользования интернета.

Ø Расширить представление детей об интернете.

Ø Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.

Ø Сформировать у детей понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.

Ø Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.

Ø Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.

Оборудование:

Ø презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете».

Ø Памятки для учащихся  «Основные правила преимущества использования Интернет».

Ø Советы для детей о пользовании Интернет.

 

Содержание НОД:

1. Организационный момент – готовность детей к работе.

2. Присоединение к теме НОД через вопрос – Что такое Интернет?Хочу такой сайт

(мнения детей).

3. Постановка цели НОД перед воспитанниками.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Интернет во многом похож на реальную жизнь. Находить что-то новое, общаться с друзьями, обмениваться видеороликами и фотографиями и, возможно, заводить новые знакомства -  это здорово и интересно!

 В Интернете можно найти любую информацию по любой теме. И это здорово! Это можно сделать очень быстро, особенно, если ты умеешь пользоваться компьютером.

НО нельзя забывать о том, что длительная работа за компьютером, а мы знаем, что Интернет затягивает надолго, т.к. в Интернете много интересной информации, негативно сказывается на многих функциях организма человека, а именно:

• высшей нервной деятельности;

• эндокринной системе;

• иммунной системе;

• зрении;

• костно-мышечном аппарате;

• психическом и эмоциональном состоянии.

(Каждое понятие обсуждается совместно с детьми – мнения детей).

НО самое важное для нас – это,  как и в реальной жизни, в Интернете нужно соблюдать простые правила безопасности и помнить, что там тоже много опасностей. В Интернете появились свои преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления:

· Вы можете получить доступ к неподходящей вашему возрасту информации (это может быть обман, дезинформация, пропаганда ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости).

· Вы можете выдать информацию, которая поможет купить товары, опасные для жизни или поучаствовать в азартных играх.

· Вы можете быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей.

· Вы можете выдать важную и личную информацию, которой воспользуются мошенники и хакеры.

· Вы можете «заразить» свой компьютер вредоносными программами.

5. Презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете» (см.приложение).

6. Включение опорного материала для запоминания.

Как же избежать этих опасностей? (Ответы детей).

Это важно знать!

 - Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.

 - Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.

 - Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.

 - Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.

 - Я буду разговаривать об Интернет с родителями.

 - Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.

Правила безопасности при хождении по сайтам и по приему электронной почты:

 - Не ходите на незнакомые сайты.

 - Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы.

 - Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты.

 - Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи).

 - Никогда, никому не посылайте свой пароль.

 - Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

Личное - значит только для тебя.

- Береги свою личную информацию, не разглашай такие личные данные, как имя, номер школы, возраст, домашний адрес или номер телефона.

 - Пароли - это очень личная информация - держи их в тайне. Выбери пароль, о котором никто не сможет догадаться.

 - Подумай, прежде чем разместить материал в Интернете или открыть к нему доступ. Ты не знаешь, как эту информацию можно будет использовать против тебя.

 

Уважай себя!

- Многие забывают, что оскорбления в Интернете ранят так же, как и в реальной жизни. Не терпи агрессию в свой адрес. Блокируй или не отвечай тем, кто тебя унижает.

 - Не оскорбляй других пользователей. За грубое поведение тебя могут заблокировать или исключить из сообщества.

 - Если что-то в Интернете кажется тебе опасным, сообщи об этом взрослому, которому ты доверяешь.

Будь бдителен!

 - Интернет похож на большой город с разными районами. Не теряй здравый смысл в Интернете.

 - Будь осторожен с новыми для тебя людьми, которых ты встречаешь в сети, даже если они кажутся дружелюбными.

 - Если ты решил встретиться с человеком, с которым общался только в Интернете, назначь встречу в общественном месте, приведи с собой родителей.

9. Обобщение изученного на занятии.

А теперь попробуем сформулировать эти простые правила, опираясь на всем известные фразы из сказок.

v Повернись избушка, ко мне передом, к лесу задом!

Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет общение будет приносить пользу - и вам, и другим людям.

v Не пей из болотца! Козленочком станешь!

Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит нас от негативных эмоций, а наш компьютер – от вирусов, "червяков" и другого вредоносного программного обеспечения.

v Волку дверь не открывайте!

Создатели Интернет позаботились о том, чтобы мы были защищены от тех, кто хочет причинить нам какой-либо вред. У них ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли или другую важную информацию, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям. Но ведь именно так мы поступаем в обычной жизни, когда сначала спрашиваем "Кто там?", а только потом открываем дверь!

Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!

   

10.  Подведение итогов НОД.

ü Что нового вы узнали?

ü Как вы себя чувствовали на занятии?

ü Понравилось ли вам обсуждать данную тему?

ü Расскажете ли вы о ней родителям?

 

11. Завершающий момент НОД. Памятка.

 

 

Основные правила

 

 

Вы должны это знать:

 

ü Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, чбезопасно делать, а что нет.

ü Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.

ü Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой сад ходите, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

ü Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.

ü Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

ü Общаясь в Интернете будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости также неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

ü Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

 

 

 

                   

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет

В некотором царстве, Интернетгосударстве жил-был Смайл-царевич-королевич, который правил славным городом. И была у него невеста-прекрасная Смайл-царевна-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город ,заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревалда делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскуюдружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл - царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шаповских, сети знакомств - зазывалок русалочьих... Как же найти-отыскать Смайл-царевну?  Крепко задумался  Смайл-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину не пролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шаповских зазывающих испамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшьвремени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшьсяот родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшьимя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.

Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

1.   Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

2.  Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

3.  Если пришло письмо о крупном выигрышеэто «вранье-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры (деньги), нужно участвовать в полезных обучающих проектахв «Регате...», например!

4.  Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

5.  Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных - друзей званных!

6.  Не забывай обновлять антивирусную программуиначе вирус Серый Волк  съест весь твой компьютер!

7.  Не скачивай не лицензионные программные продуктыиначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образования.

             
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».