Единый
урок по безопасности в сети Интернет
В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет. Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Единый урок
проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ,
Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти,
а также представителей интернет отрасли и общественных организаций.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня
кибербезопасности
и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и
педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасностии развития детей в информационном
пространстве.
Единый урок для детей возможно провести в следующих формах,
которые могут
быть использованы как отдельно, так и совместно:
1. Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры.
2. Демонстрация мультфильма и/или видео-урока.
3. Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест)
на портале Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов
4. Организация участия детей в международном квесте (онлайн
конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф.
5. Подготовить и выдвинуть различные
творческие работы и Интернет-ресурсы на Национальную премию в
области информационного пространства детства "Премия Сетевичок" и
Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности
детей на сайте www.премиясетевичок.рф , а в октябре организовать участие детей в
«народном голосовании» за участников конкурсов.
6. Участие родителей в опросе на
сайте проект "Сетевичок" www.родители.сетевичок.рф
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Родитель, помни, что несовершеннолетние наиболее подвержены опасностям сети
Интернет, а родители несут ответственность за своих детей
ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
В интернете можно найти информацию и иллюстрации практически на любую тему.
Необходимо обеспечить защиту детей от контактов в интернете с нежелательными
людьми, от знакомства с материалами недетской тематики или просто опасными для
детской психики, от вредоносных программ и интернет-атак.
Так как дети по своей наивности, открытости и неопытности, не способны
распознать опасность, а любознательность детей делает их крайне уязвимыми в
интернет-пространстве, об их безопасности, в первую очередь, должны беспокоиться
родители.
ОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ВИДА:
1.
Доступная для детей негативная информация.
2.
Противоправные и социально-опасные действия самого ребенка.
3.
Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.
Наиболее опасные в сервисах интернет-общения:
1.
Педофилы, для которых дети становятся объектами развратных действий и
преступлений против половой неприкосновенности.
2.
Сектанты, навязывающие нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности.
3.
Интернет-аферисты (мошенники, онлайн-игроки и пр.), прививающие детям
склонность к азартным играм, выманивающие у детей конфиденциальную информацию о
родителях и уровне материальной обеспеченности семьи, а также ставящие ребенка
в материальную и иную зависимость.
4.
Кибербуллеры унижают и «травят детей». Кибербуллинг набирает обороты как со
стороны злоумышленников, так и среди подростковых социальных групп.
Среди детей приобрели моду суицид и игры со смертью, селфхарм
(самоповреждение), анорексия, экстремальные селфи, а также различные радикальные
движения: против родителей и семьи, школ и педагогов и прочее.
Более половины детей сталкивается с интернет-угрозами, не ставя в
известность родителей, в ряде случаев, боясь их, в ряде случаев, не доверяя.
Как правило, родители не уделяют большого значения интернет-безопасности и
интернет-воспитанию детей.
В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном.
Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.
Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам
интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным
источником информации, но и опасным собеседником а доверять следует родителям,
педагогам и лучшим друзьям.
2.
Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные
ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что
Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только
второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры
и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
3.
Ввести ограничения по использованию гаджетов. Дошкольникам, а также
ученикам младших классов мобильный Интернет не нужен в повседневной жизни.
4.
Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так
же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
5.
Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя
интернет-воспитание ребенка.
6.
Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать
контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне
оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда
эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети,
онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
7.
Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности,
при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить,
что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете
полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения
сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо
использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ:
·
Расскажите своим детям о потенциальных угрозах, с которыми они могут
столкнуться в интернете.
·
Если возможно, поставьте компьютер в общей комнате.
·
Постарайтесь проводить время за компьютером всей семьей.
·
Попросите детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные
чувства или дискомфорт при посещении интернета.
·
Ограничьте материалы, доступные детям через компьютер.
Вам помогут сделать это антивирусные программы и сами браузеры.
Так например, InternetExplorer включает компонент ContentAdvisor, аKaspersky InternetSecurity компонент
«Родительский контроль».
Объясните детям, что им разрешено, а что запрещено делать в интернете:
·
Регистрироваться в социальных сетях и на других сайтах.
·
Совершать покупки в интернете.
·
Скачивать музыку, игры и другой контент в интернете.
·
Использовать программы мгновенного обмена сообщениями.
·
Посещать чаты.
Если детям разрешено использовать программы мгновенного обмена сообщениями
или посещать интернет-чаты, расскажите им об опасностях общения или отправки
сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют.
·
Установите надежную антивирусную программу, способную защитить компьютер от
вредоносных программ и хакерских атак. Многие продукты для обеспечения
безопасности в интернете сочетают в себе возможности антивирусной защиты и
расширенные функции родительского контроля, которые помогают защитить детей,
когда те находятся в интернете.
Контроль переписки через социальные сети с помощью функции «Родительский
контроль» позволяет:
Сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или
запрещена.
Задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях.
Указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому
контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о
заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях
выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно
посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также
подробный отчет о событиях.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ХЕШ-ТЕГИ:
#f53 #f57 #f58 #d28 #морекитов #тихийдом #хочувигру
#млечныйпуть#хочувигру#хочу_в_игру#ждуинструкцию#млечныйпуть
ЕСЛИ НА КОМПЮТЕРЕ И МОБИЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕ УСТАНОВЛЕН
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ, НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
1.
Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать - проследите, спит ли
он в ранние утренние часы.
2.
Рисует китов, бабочек, единорогов.
3.
Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх»,
«Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море
китов», «50 дней до моего...»,«домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33»,
«d28», «хочувигру».
4.
Закрыл в Контакте доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на
личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре".
И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.
5.
Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые
дают странные распоряжения.
ПОМНИТЕ! САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!
ЦЕНТР
БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ |
ЗАЩИТА
ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ |
http://www.internet-kontrol.ru/
25.10.2018
Цель:
Ø ознакомить с основными
правилами пользования интернета.
Ø Расширить представление
детей об интернете.
Ø Формировать основы
коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.
Ø Сформировать у детей понятия о принципах безопасного
поведения в сети Интернет.
Ø Обеспечить информационную
безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.
Ø Воспитывать внимательное
отношение к информационным ресурсам.
Оборудование:
Ø
презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете».
Ø
Памятки для учащихся «Основные
правила преимущества использования Интернет».
Ø
Советы для детей о пользовании Интернет.
Содержание
НОД:
1. Организационный момент –
готовность детей к работе.
2. Присоединение к теме НОД
через вопрос – Что такое Интернет?
(мнения детей).
3. Постановка цели НОД перед
воспитанниками.
4. Организация восприятия и
осмысления новой информации.
Интернет
во многом похож на реальную жизнь. Находить что-то новое, общаться с друзьями,
обмениваться видеороликами и фотографиями и, возможно, заводить новые
знакомства - это здорово и интересно!
В Интернете можно найти любую информацию по
любой теме. И это здорово! Это можно сделать очень быстро,
особенно, если ты умеешь пользоваться компьютером.
НО
нельзя забывать о том, что длительная работа за компьютером, а мы знаем, что
Интернет затягивает надолго, т.к. в Интернете много интересной информации,
негативно сказывается на многих функциях организма человека, а именно:
•
высшей нервной деятельности;
•
эндокринной системе;
•
иммунной системе;
•
зрении;
•
костно-мышечном аппарате;
•
психическом и эмоциональном состоянии.
(Каждое
понятие обсуждается совместно с детьми – мнения детей).
НО
самое важное для нас – это, как и
в реальной жизни, в Интернете нужно соблюдать простые правила безопасности и
помнить, что там тоже много опасностей. В Интернете появились свои
преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления:
· Вы можете получить доступ к неподходящей вашему
возрасту информации (это может быть обман, дезинформация, пропаганда ненависти,
нетерпимости, насилия, жестокости).
· Вы можете выдать информацию, которая поможет купить
товары, опасные для жизни или поучаствовать в азартных играх.
· Вы можете быть подвержены притеснениям со стороны
других пользователей.
· Вы можете выдать важную и личную информацию, которой
воспользуются мошенники и хакеры.
· Вы можете «заразить» свой компьютер вредоносными
программами.
5. Презентация
сказки «Золотые правила безопасности в Интернете» (см.приложение).
6. Включение
опорного материала для запоминания.
Как
же избежать этих опасностей? (Ответы детей).
Это важно знать!
- Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
-
Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
-
Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения
родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
-
Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то
электронное письмо или общение в чате.
-
Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
-
Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем,
что я делал в Интернет.
Правила безопасности при хождении
по сайтам и по приему электронной почты:
- Не ходите на незнакомые сайты.
-
Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде
чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы.
-
Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а
лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты.
-
Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail,
это разные вещи).
-
Никогда, никому не посылайте свой пароль.
-
Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
Личное - значит только для тебя.
- Береги свою
личную информацию, не разглашай такие личные данные, как имя, номер школы,
возраст, домашний адрес или номер телефона.
- Пароли - это очень личная информация - держи
их в тайне. Выбери пароль, о котором никто не сможет догадаться.
- Подумай, прежде чем разместить материал в
Интернете или открыть к нему доступ. Ты не знаешь, как эту информацию можно
будет использовать против тебя.
Уважай себя!
-
Многие забывают, что оскорбления в Интернете ранят так же, как и в реальной
жизни. Не терпи агрессию в свой адрес. Блокируй или не отвечай тем, кто тебя
унижает.
- Не оскорбляй других пользователей. За грубое
поведение тебя могут заблокировать или исключить из сообщества.
- Если что-то в Интернете кажется тебе
опасным, сообщи об этом взрослому, которому ты доверяешь.
Будь бдителен!
- Интернет похож на большой город с разными районами. Не
теряй здравый смысл в Интернете.
- Будь осторожен с новыми для тебя людьми,
которых ты встречаешь в сети, даже если они кажутся дружелюбными.
- Если ты решил встретиться с человеком, с
которым общался только в Интернете, назначь встречу в общественном месте,
приведи с собой родителей.
9. Обобщение изученного на
занятии.
А теперь попробуем
сформулировать эти простые правила, опираясь на всем известные фразы из сказок.
v Повернись избушка, ко мне
передом, к лесу задом!
Современный
Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем
хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться
управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих
фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда
вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет общение будет приносить
пользу - и вам, и другим людям.
v Не пей из болотца!
Козленочком станешь!
Даже
когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде
Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее
впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство
любопытства. Это защитит нас от негативных эмоций, а наш компьютер – от
вирусов, "червяков" и другого вредоносного программного обеспечения.
v Волку дверь не открывайте!
Создатели
Интернет позаботились о том, чтобы мы были защищены от тех, кто хочет причинить
нам какой-либо вред. У них ничего не получится, если только мы сами не откроем
им дверь – не сообщим им наши пароли или другую важную информацию, не загрузим
на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться
нашей сетью незнакомым людям. Но ведь именно так мы поступаем в обычной жизни,
когда сначала спрашиваем "Кто там?", а только потом открываем дверь!
Следуй этим правилам каждый
раз, когда «выходишь» в Интернет!
10. Подведение итогов НОД.
ü Что нового вы узнали?
ü Как вы себя чувствовали на занятии?
ü Понравилось ли вам обсуждать данную тему?
ü Расскажете ли вы о ней родителям?
11. Завершающий момент НОД. Памятка.
Основные правила
Вы должны это знать:
ü
Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, чбезопасно делать, а что нет.
ü
Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
ü
Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой сад ходите, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
ü
Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
ü
Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета
вживую. В Интернете многие
люди рассказывают о себе неправду.
ü
Общаясь в Интернете будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости также неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
ü Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Сказка о золотых правилах безопасности
в Интернет
В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-королевич, который правил
славным городом. И была у него невеста-прекрасная Смайл-царевна-Королевна, день и ночь проводившая
в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих
в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город ,заботился об
охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности
в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать
невесту. Собрал он рать королевскую – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать
головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они
«Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в
котомку Смайл - царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам
поганым, а они тут как тут: сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шаповских, сети знакомств - зазывалок русалочьих... Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Смайл-королевич, надел щит
антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину не пролазную. Долго бродил
он, отбиваясь от реклам шаповских зазывающих испамов завлекающих. И остановился
на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень
попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё
забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.
Взмахнул он своим
мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся
Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою
невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег
от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»
1. Всегда помни своё Интернет-королевское имя
(E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и
не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине
можно!
3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «вранье-грамота»: просто так выиграть
невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры (деньги), нужно участвовать
в полезных обучающих проектах – в «Регате...», например!
4. Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой
Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай
полезные социальные сервисы Web2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский
блог, форум для глашатаев важных - друзей званных!
6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый
Волк съест весь твой компьютер!
7. Не скачивай не лицензионные программные продукты – иначе пираты
потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми
слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет
трудиться на благо народа города своего, сама начнёт обучаться и помогать
будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они
дружно и счастливо с мечтою расширить границы образования.