Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ Таловский детский сад «Малыш» на 2022-2023 учебный год (смотреть подробнее) Основная общеобразовательная Программа – образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155).
Описание образовательной программы
В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Программа разработана на основе культурно-исторического, системно-деятельностного подходов к развитию ребенка дошкольного уровня образования. В программе описывается самостоятельная деятельность детей в разные возрастные периоды и дается ее интерпретации с точки зрения ее значения для их развития. Программа отражает, как и чему учится ребенок, корректно раскрывается связь описываемой деятельности с включенными в стандарт планируемыми результатами и направлениями развития: социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием. Программа содержит описание методов включения детей в коллективное планирование своей деятельности с помощью других сверстников и взрослых. Она раскрывает особенности планирования с детьми общих значимых событий в течение недели, месяца, года. В программе, позволяющей выполнить требования ФГОС, содержатся методы осуществления планирования «от детей», «вместе с детьми», «следуя за детьми».
1.1.2. Образовательная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1. Международно-правовыми актами:
- Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г. с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о правах ребенка (от 20 ноября 2989г.);
- Декларацией прав ребенка
2. Федеральными законами:
- Конституцией РФ (1993г.)
- Семейным Кодексом РФ, от 0812.1995г. №223 –ФЗ с изменениями, внесенными от 02.01.200г. №32-ФЗ;
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ч. 9 ст.2; ч.1, 6 ст.12; ч.2 ст.65);
- Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761;
3. Постановлениями Правительства Российской Федерации:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв.распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 – р)
- Развитие образования на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р);
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
4. Нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 7.10.2013 №1155;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
5. Региональные документы:
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»;
- Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 28.12.2011 N 643-ПП, от 19.06.2012 N 294-ПП,от 26.12.2013 N 909-ПП);
Образовательная программа написана на основе:
- Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр.и доп.- М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014.-368с.
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 2014. -161 с.
1.1.3. Цели и задачи реализации ООП ДО
Цели:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение преемственности между образовательными программами дошкольного и начального образования.
Согласно ФГОС дошкольного образования Образовательная программа дошкольного отделения решает задачи развития ребенка по образовательным областям:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственных ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок кразличным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а так же речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-ситетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
1.1.3. Принципы и подходы к формированию ООП ДО
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС.
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования,¬ обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.